Трудовая миграция в Евразийском регионе как признак необходимой интеграции (I)

post thumbnail

Создаваемые в настоящее время на просторах бывшего Советского Союза межгосударственные объединения как политического, так и экономического характера формируют совершенно новые для большинства их участников условия развития. Устранение различного рода правовых и экономических барьеров, а также создание общего рынка труда способствуют изменению прежних социально-экономических принципов существования большинства постсоветских республик. При этом одним из наиболее важных вопросов дальнейшего развития многосторонних отношений стран — участников евразийской интеграции является проблема трудовой миграции, актуальная не только для стран-экспортеров рабочей силы, но для тех, кто эту рабочую силу принимает.

На прошедшем в Минске 31 мая с.г. Совете глав правительств СНГ было заявлено о создании к 2015 году на базе ЕврАзЭС и Таможенного союза нового интеграционного объединения – Евразийского экономического союза. Однако вряд ли можно ожидать, что при помощи только одних экономических инструментов новое объединение сможет решить все существующие ныне проблемы и в том числе проблему трудовой миграции, принявшей сегодня массовый характер. По последним данным, численность трудовых мигрантов в странах ЕврАзЭС уже перешагнула цифру в 5 млн. человек в год. Сюда входит как трудовая эмиграция (выезд собственных граждан на работу за пределы своих стран), так и иммиграция (въезд иностранных граждан на работу в иное государство). Необходимо отметить, что в связи с ростом нелегальной (незарегистрированной) миграции указанную выше цифру можно рассматривать лишь как приблизительную оценку миграционных процессов на просторах бывшего СССР. По мнению большинства экспертов, ее следует умножить как минимум в 2 раза. Только в Российской Федерации численность мигрантов достигает 10 млн. человек, большинство из которых либо живут здесь на протяжении нескольких лет, либо периодически возвращаются домой.

Подобный масштаб, охватывающий более 5% всего трудоспособного населения региона, имеет достаточно простое объяснение – трудовая миграция сегодня не просто стала средством выживания значительной части граждан развивающихся государств, но и постепенно превращается в реальный механизм экономической или, как ее еще называют, «народной» интеграции. И этому есть ряд причин.

Во-первых, для большинства стран Евроазиатского региона трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики принимающих стран, иммигранты заполняют многие непрестижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Помимо этого за счет трудовой иммиграции постепенно уменьшается дефицит трудовых ресурсов и на региональных рынках труда (например, в Москве и Московской области).

Во-вторых, для стран, которые уже традиционно на протяжении последних двух десятков лет являются поставщиками рабочей силы, эмиграция представляется практически единственной возможностью сократить безработицу и дефицит платежных балансов за счет поступления денежных переводов из-за границы. Только в России совокупный годовой заработок трудовых мигрантов составляет более 20 млрд. долл. США в год, большая часть из которых отправляется ими на родину. Для примера можно привести следующие данные. Объем личных переводов из России в страны СНГ в 2012 году увеличился на 22% по сравнению с 2011 годом. Больше всего – 6,2 млрд. долларов США было переведено гражданами Узбекистана, следом за ним идут Украина – 3,4 млрд., Таджикистан – 3,1 млрд., Молдавия – 2 млрд., Киргизия – 1,7 млрд., Армения – 1,4 млрд., Азербайджан – 1,1 млрд. и впервые за многие годы Белоруссия – 843 млн. долларов США. Более того, для многих из вышеперечисленных стран подобные переводы являются одной из основ существования национальных экономик. Например, для Таджикистана мигранты обеспечивают от 35 до 50% ВВП страны, Молдовы – примерно 30%, а Кыргызстана – более 15%.

В-третьих, трудовая миграция сама по себе вынуждает всех участников процесса уделять особое внимание разработке цивилизованных механизмов ее регулирования. С одной стороны, решить сегодня подобные вопросы в одиночку практически невозможно, а отсутствие двух- или многосторонних договоренностей и вовсе грозит ростом социальной напряженности. Невозможность легального выезда за границу, отсутствие гарантий во время работы, правовая и иная дискриминация – все это способствует криминализации процессов миграции и, как следствие, созданию серьезных социальных и политических проблем как странам-экспортерам, так и странам, принимающим у себя мигрантов.

С другой стороны, создание четко оформленного правового поля не только позволяет контролировать миграционные потоки, но и формировать условия для скорейшей экономической интеграции стран постсоветского пространства. Наглядным примером подобного явления может служить трехстороннее Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанное правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в 2010 г. в Санкт-Петербурге (вступило в силу 1 января 2012 г.) Этот договор, по сути, создает режим наибольшего благоприятствования для трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами стран-участников, и обозначает их как особую категорию иностранных работников. Теперь граждане Белоруссии и Казахстана могут осуществлять трудовую деятельность на территории России (цитирую) «без учета ограничений по защите национального рынка труда, в том числе квот на выдачу разрешений на работу», им не требуется получение разрешений на работу, а срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется только сроком действия трудового договора с работодателем. При этом необходимо заметить, что подобные льготные условия могут быть доступны и гражданам иных государств: согласно статье 22, соглашение является открытым для присоединения к нему других государств, являющихся членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, с согласия всех государств – его участников.

По всей видимости, именно такая политика «открытых дверей» для членов Таможенного союза и будет определять дальнейшее миграционное регулирование в Евразийском регионе. При этом возможность присоединения иных стран к Таможенному и, соответственно, к будущему Евразийскому экономическому союзу способна коренным образом повлиять на решение ряда современных задач. К их числу следует отнести: предотвращение возможных конфликтов, зарождающихся на основе усиления миграционных процессов, обеспечение защиты национальных интересов с помощью различных ограничительных мер, не противоречащих демократическим нормам, а также создание механизмов интеграции и адаптации мигрантов к условиям новой социокультурной среды.

В-четвертых, современная миграционная политика на современном этапе превратилась в определенный инструмент, позволяющий направлять интеграционные процессы на всем постсоветском пространстве. Например, недавнее заявление президента России Владимира Путина о планах сохранить льготный режим миграции лишь для стран, входящих в Таможенный союз, является открытым сигналом о необходимости присоединения к формирующимся сегодня на постсоветском пространстве межгосударственным объединениям. Тот факт, что уже через несколько лет перед многими иностранцами, желающими полноправно работать в Российской Федерации, появится препятствие в виде необходимости соблюдения множества юридических формальностей (например, необходимые экзамены по русскому языку, российскому законодательству и истории) должен стать своеобразным катализатором для ускорения экономической интеграции.

(окончание следует)

__________

Фото – http://forum.md/Themes/49/493065/145

Версия для печати Версия для печати

3 комментария

  1. Андрей
    14 июня 2013 г. в 17:55

    «По всей видимости, именно такая политика «открытых дверей» для членов Таможенного союза и будет определять дальнейшее миграционное регулирование в Евразийском регионе. При этом возможность присоединения иных стран к Таможенному и, соответственно, к будущему Евразийскому экономическому союзу способна коренным образом повлиять на решение ряда современных задач. К их числу следует отнести: предотвращение возможных конфликтов, зарождающихся на основе усиления миграционных процессов, обеспечение защиты национальных интересов с помощью различных ограничительных мер, не противоречащих демократическим нормам, а также создание механизмов интеграции и адаптации мигрантов к условиям новой социокультурной среды.

    В-четвертых, современная миграционная политика на современном этапе превратилась в определенный инструмент, позволяющий направлять интеграционные процессы на всем постсоветском пространстве. Например, недавнее заявление президента России Владимира Путина о планах сохранить льготный режим миграции лишь для стран, входящих в Таможенный союз, является открытым сигналом о необходимости присоединения к формирующимся сегодня на постсоветском пространстве межгосударственным объединениям. Тот факт, что уже через несколько лет перед многими иностранцами, желающими полноправно работать в Российской Федерации, появится препятствие в виде необходимости соблюдения множества юридических формальностей (например, необходимые экзамены по русскому языку, российскому законодательству и истории) должен стать своеобразным катализатором для ускорения экономической интеграции.».
    Всё понятно. Надо готовиться валить. Без суеты, но и без затупления. Туда, где не собираются в «интеграционные процессы» с исламскими странами. Такие стран мало, но они есть.
    А Москвабадия . . . Бог ей судья.
    И главное: чтобы в Москвабадии получили заслуженную награду все эти интеграторы. Чтобы они — уюежать не успели.

  2. Angelina
    15 июня 2013 г. в 16:52

    Андрей, ну и вперед, решили «валить»-бог вам в помощь. Каждый решает за себя сам, где ему жить. Зачем же истерить по этому поводу в интернете?

  3. Сибиряк
    17 июня 2013 г. в 21:27

    Андрей, лучше не валить. а повышать численность русского народа, и не забывать указывать мигрантам, что они приезжие. Пропагандировать славянские корни русской культуры, изучение родословной (большинство русских людей очень плохо знают о своих предках), в общем делать что-то. К сожалению, из-за совкового воспитания, во многих местах люди относятся к ним как к своим бывшим советским соотечественникам, приезжие воспринимают это как слабость коренного населения, в дальнейшем мигрантов в этих районах становится ещё больше.

Отправить комментарий

Ваш email адрес никогда не будет передан третьим лицам. Необходимые поля отмечены знаком *

*
*

cheap new balance 574 spyder ski jackets new era 2012 nfl hats mulberry bag new era 901 hats spyder jacket spyder womens jacket new balance 574 women blank new era baseball hats arcteryx outlet